Психологическая подготовка к экзаменам

Волнение перед публичным выступлением знакомо каждому из нас. А вы оказываетесь в такой ситуации очень часто – на уроке, на контрольной, на экзамене. У этой проблемы две стороны: одна – неумение учиться, недостаток знаний, другая – недостаточная психологическая подготовка к таким ситуациям при удовлетворительных и даже хороших знаниях.

Одному человеку нужно научиться лучше усваивать учебный предмет при подготовке к контрольным и экзаменам, другому – справляться со своими страхами, собраться в ответственной ситуации.

Общие рекомендации:

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного ответа.

В-третьих, за несколько дней до экзаменов стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях.

В –четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, – это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом реагируют на интонацию отвечающего. Если ответ звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. Т.е. сосредоточиться надо не на своей тревоге и ожидании («повезет – не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться пока ситуация станет катастрофической.

  • Начинай готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.

  • Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

  • Правильно организуй свое рабочее пространство: поставь на стол предметы или картинку желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

  • Раздели день на три части: 1. готовься к экзаменам 8 часов в день; 2. занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе; 3. спи не менее 8 часов; если есть желания и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

  • Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Однако перед экзаменами не следует наедаться.

Рекомендации по эффективному запоминанию и повторению материала:

Запоминание материала:

  • трудность запоминания растет не пропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение;

  • при одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем больше степень понимания;

  • распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу;

  • эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение;

  • если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего;

  • во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Поддержка работоспособности.

  • чередовать умственный и физический труд.

  • беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.

  • минимум телевизионных передач.

Повторение материала.

  • Повторять материал нужно «не про себя». Такой способ самопроверки не эффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным.

  • Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома.

  • Иногда кажется: выучить все, что нужно, невозможно. Тогда стоит отделить легкие вопросы о самых тяжелых и посмотреть: нельзя ли их связать.

  • Не повторяйте билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть как на экзаменах.

  • Не пытаться наверстать упущенное вечером – эффективность такой работы очень мала.