Родителям о готовности детей к школе

«Родители, воспитатели дошкольника имеют дело с самым тонким, самым чутким. Самым нежным, что есть в природе, - с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим, ему непосильно, значит в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей то, что должен был получить. Трудными становятся дети именно в этом возрасте – от года до семи».

В. А. Сухомлинский.

Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причем уровень их развития может быть разным. Какие же это составляющие? Во-первых, мотивационная (личностная) готовность, которая включает и внутреннюю позицию школьника, интеллектуальную готовность, волевую готовность. Во-вторых, достаточный уровень развития зрительно – моторной координации.

Мотивационная готовность. Внутренняя позиция школьника.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Но необходимо различать желание пойти в школу и желание учиться. Ребенок может хотеть пойти в школу потому что: туда пойдут все его сверстники; он слышал дома, что быть учеником – это очень важно и почетно; к школе он получит красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а со школой ассоциируется все новое: и классы, и учительница, и систематические занятия.

Однако, это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.

Дети уже в шесть лет хорошо понимают, что родители могут отказать им в покупке куклы или машинки, но покупка ранца или учебника – это обязанность. Дети также отмечают, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те учат уроки.

Ребенок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности, например, рано вставать, готовить уроки, которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье. Именно стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности и составляют внутреннюю позицию школьника, которая является основой готовности ребенка к школе.

Безусловно, такая позиция формируется к семи годам почти у всех детей. Однако, если ребенок часто слышит дома разговоры о том, что в школе неинтересно, это только трата времени и сил, если ребенок видит, что отношение к нему и к его знаниям в семье не меняется, хотя он идет в школу, то внутренняя позиция может у ребенка вообще не сформироваться. Поэтому необходимо рассказывать детям о том, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка внутренней позиции школьника.

Однако правомерен вопрос родителей: «Если дети хотят пойти в школу, главным образом, из-за ранца или тетради, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?» Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность ребенка к обучению или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно.

Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, то есть походу в школу, школьным принадлежностям, правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес не долог, в течение двух – трех месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть у детей интерес к содержанию занятий, получению новых знаний, то есть должна возникнуть познавательная мотивация. Но мы сейчас говорим только о готовности ребенка, то есть о состоянии, которое предшествует его приходу в школу. А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника является основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке он будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка , правила поведения будут ему в тягость, и он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятности. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, стремление поиграть на переменах или негативное отношение к товарищам и учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать ребенку учиться.

Интеллектуальная готовность.

Второй составляющей мотивационной готовности является интеллектуальная готовность ребенка. Что это такое? Многие родители считают, что интеллектуальная готовность является основой психологической готовности к школе, которая выражается в умении детей писать, читать и считать. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки должны быть. Однако, главное – это наличие высокого уровня психического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», т. е. во внутреннем плане. Для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей психологи часто пользуются термином «знаковая функция сознания».

А связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы защищают реальные предметы. Ребенку можно объяснить, что для того, чтобы посчитать, сколько машин стоит в гараже, не обязательно перебирать сами машины, их можно обозначить палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машин. Для выполнения более сложного задания можно предложить детям построить чертеж, который бы помог им представить условие задачи и решить ее на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все более условными, т. е. дети, запоминая этот принцип могут уже «нарисовать» данные обозначения (палочки, схемы) в уме. Так у них возникает та самая знаковая функция сознания.

Наличие знаковой функции сознания позволяет улучшить память и внимание ребенка, что необходимо для успешной учебной деятельности. Не у каждого ребенка хорошая механическая память. Сами дети могут придумывать обозначения каких-то слов, частей рассказа, стихотворения. Такие занятия перед началом обучения просто необходимы.

Волевая готовность.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Для этого ребенок должен сосредоточиться на инструкции, которую дает ему взрослый. Дети должны выполнять такие задания до школьного возраста, задания исходить должны от родителей (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых детям надо нарисовать в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники. Может быть и такое задание, когда ребенок вычеркивает определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие задания развивают внимание, умение сосредоточиться на задании. Если ребенок быстро устает, начинает отвлекаться, то задание можно облегчить (осталось нарисовать еще одну или две строчки, подчеркнуть еще 5 букв и т. д.). Когда деятельность ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. А вот если ребенок так и не сможет сосредоточиться, значит, волевая регуляция поведения отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Необходимо научить такого ребенка слушать то, что ему говорят.

Но и еще нельзя сказать, что ребенок готов к школе, если справился со всеми выше указанными . Необходимо проверить еще и сенсорную (зрительную) и двигательную (моторную) готовность детей.

Зрительно – моторная координация

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, т. е. развита мелкая моторика руки, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, не уставать при письме очень быстро.

У ребенка до школы должно быть сформировано умение внимательно рассматривать предметы, картинку, выделять ее отдельные предметы, картинки, отдельные их детали. Эти умения должны быть уже у детей 4-5 летнего возраста. Однако следует обратить внимание не на отдельные движения рук или глаз, а на их взаимосвязь, т. е. на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учебы ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Потому-то так важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как при рисовании с натуры внимание раздваивается, трудно скоординировать ребенку действия глаз и рук.

Как же научить этому ребенка? Большую помощь при этом оказывают графические диктанты. Только, если для развития волевой готовности лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен скопировать.

Вообще, любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр, а также на конструирование по заданному образцу очень помогают детям в развитии необходимых навыков.

Мелкую моторику руки можно до школы развить у каждого ребенка. Ежедневная штриховка, рисование орнаментов помогают детям подготовить руку к письму. Рисовать можно на бумаге в клетку, сначала простым карандашом, затем цветным.

Задания, которые предлагаются детям при поступлении в школу, направлены как раз на выявление рассмотренных качеств, которые и составляют основу школьной готовности. «Психологическая подготовка к экзаменам и правила поведения во время экзамена»