Летний лагерь "Исток"

 

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

лицей г. Уварово им. А. И. Данилова

Профильные смены - это модель, в которой органично сочетаются летний лагерь, где есть место отдыху и развлечениям, и школа, где одарённый ребёнок получает дополнительные знания. Основное внимание сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы; многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые различные интересы; личностно-деятельностном характере образовательного процесса, способствующего мотивации личности к познанию и творчеству. В интересной и непринужденной атмосфере дети смогли расширить свой кругозор и хорошо и с пользой отдохнуть.

 

В июне 2015 года вновь была организована полноценная профильная смена лагеря «Исток» для 50 лицеистов, склонных к исследовательской деятельности и участию в олимпиадах.

Программа лагеря «Исток»

(для одаренных детей)


г. Уварово, 2015 г.


Пояснительная записка

Лето великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Смена учебной деятельности, являющейся основополагающей в течение учебного года, на альтернативные формы групповой, коллективной и индивидуальной работы в рамках летнего лагеря позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает этот процесс более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Целесообразность программы «Исток»  раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, работа детей в различных НОУ (научных обществах учащихся).

Данная программа рассчитана на учащихся 4-6 классов (10-13 лет), носит  кратковременный  характер,  продолжительность смены 21 день.

Первый период – организационный (три-четыре дня), второй – основной период (пятнадцать-шестнадцать дней), третий – итоговый (два дня). Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.

Ведущей целью этой программы является создание условий для полноценного летнего отдыха детей, выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности.

Задачи:

Образовательные:

  •     формирование интереса к различным видам учебной деятельности;

  •     совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;

  •     создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей.

Воспитательные:

  •     Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;

  •     вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно – творческой деятельности;

  •     создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки

Развивающие:

  •     развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;

  •     удовлетворение позитивных потребностей (духовных, интеллектуальных и двигательных).

Здоровьесберегающие:

  •      создать условия для укрепления здоровья;

  •      пропаганда здорового образа жизни;

  •      обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;

Планирование работы

Мероприятия программы направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

При составлении плана работы учитываются возможности, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активное сотрудничество с социумом: городской библиотекой, городским краеведческим музеем, пожарной частью, музеем-усадьбой С. В. Рахманинова д. Ивановка и т. д.

Формы организации деятельности по реализации программы:

Формы организации деятельности

Массовые

Групповые

Индивидуальные

Праздники

Конкурсы

Экскурсии, походы

Спортивные соревнования, научная конференция

КТД

Беседы, КТД

Спортивно-оздоровительные мероприятия

Создание и реализация проектов

Работа в НОУ

Индивидуальные беседы

Выполнение учебно-исследовательских работ

Создание и реализация проектов

 

 

Механизм реализации программы

Лета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к веселому отдыху, встрече с друзьями, а главное – отличному настроению.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

Поэтому программа лагеря «Исток» нацелена на создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

В течение смены планируется реализация программы по блокам:

Образовательная деятельность

Этот блок необходим для передачи требующихся для включения в смену знаний.

Образовательная система в лагере построена следующим образом: основная форма обучения – занятия, соединяющие в себе теоретическую вербальную информацию с практической деятельностью. Занятия проводятся педагогами МБОУ лицей  в минигруппах. Разделение детей в НОУ происходит во время организационного периода лагерной смены, по итогам диагностики «Карта интересов».

Реализация намеченной программы спланирована по следующим направлениям:

1.     Направление «Естественнонаучное»

2.     Направление «Юный лингвист»

3.     Направление «Историко-правовое»

4.     Направление «Художественно-эстетическое»

Для занятий в распорядке работы лагеря через день отводится по два часа для каждого НОУ. Каждое занятие состоит из 2-х частей:  15-20 минутной теоретической части и 45-65 минутной практики, где в рамках направленности занятия педагог обучает практическим навыкам и предоставляет возможность для фантазии детей в этом направлении. В конце смены предусмотрена научная конференция по итогам работы НОУ, с приглашением родителей. (План-сетка, приложение № 1).

Культурно-досуговая деятельность

состоит из общелагерных мероприятий (творческие конкурсы, конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Оздоровительная деятельность

способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Структура управления «Исток»

Для успешной реализации программы немаловажную роль играет педагогический состав. В нашем случае его основу составляют опытные педагоги МБОУ лицей г. Уварово им. А. И. Данилова. Основы деятельности педагогов, ведущих занятия закладываются на первом «академическом» совете, проводимом за несколько дней до начала смены. Такая система позволяет во время реализации программы смены выдвигать единые педагогические требования, пользоваться профессиональной терминологией, организовать педагогически оправданную работу.

Критерии эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  •     Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  •     Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  •     Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  •     Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Методическое обеспечение.

  •     Наличие программы лагеря, планов работы НОУ, плана-сетки.

  •     Должностные инструкции всех участников процесса.

  •     Проведение «академического» совета для всех работающих в течение лагерной смены.

  •     Подбор методических разработок, диагностик  в соответствии с планом работы.

  •     Проведение ежедневных планёрок.

  •     Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия

  •        Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

  •        Организация различных видов деятельности.

  •        Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

  •        Создание ситуации успеха.

  •        Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

  •        Организация различных видов стимулирования.

Ожидаемые результаты и их оценка

  •     получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

  •     приобретение новых знаний и умений, нового положительного жизненного опыта.

  •     формирование позитивного психологического микроклимата в едином  образовательном пространстве, укрепление здоровья школьников.

  •     самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

  •     адаптация к специфике работы в НОУ, сплочение коллектива учащихся;

  •     приобретение навыков комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе, проявлять инициативу;

  •     приобретение навыков творчески мыслить, самостоятельно выполнять различные задания, в том числе учебные.

Внутренняя оценка

Внешняя оценка

проводится «Академическим советом» по итогам работы каждого НОУ, итоговая конференция

отзывы, итоги опроса, анкетирование учащихся, родителей.

 

Материально-техническое обеспечение

Помещения:

  учебные классы;

    актовый зал;

    конференцзал.

Оборудование:

    компьютеры, проектор;

    фотоаппарат,

    магнитофон

Инвентарь:

    мячи;

    скакалки;

    бадминтон;

    настольные игры.

Управление, контроль, мониторинг

 

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

май

начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1-2 день лагерной смены

воспитатели

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

педагоги

4.

Анкетирование детей, родителей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Конец смены, научная конференция

начальник лагеря,

воспитатели

Режим дня

 

08.30 – 09.00

- встреча детей

09.00 – 09.10

- утренняя линейка

09.10 – 09.25

- зарядка

09.30 – 10.00

- завтрак

10.00 – 12.00

- учебные занятия

12.00 – 13.30

- спортивный час

13.30 – 14.00

- обед

 

Воспитатели:

1 отряд

Лаврентьева Надежда Анатольевна

Уварова Татьяна Николаевна

2 отряд

Мельникова Ирина Николаевна

Требунских Мария Валерьевна

Преподаватели

Направление «Естественнонаучное» - Красикова Светлана Вячеславовна

Направление «Юный лингвист» - Лукина Лариса Евгеньевна

Направление «Историко-правовое» - Мешкова Татьяна Алексеевна

Направление «Художественно-эстетическое» - Комлева Елена Валентиновна

Чернов Владимир Алексеевич – учитель физической культуры

 

План-сетка мероприятий